Знание – принудительно, вера – свободна (Николай Бердяев )

Период между католическим и православным Рождеством, пожалуй, самое любимое время года всех граждан России. Топ-менеджеры и хипстеры загружают себя и свои семьи в самолеты уже на Christmas и проводят неделю в унисон со своими европейскими коллегами. А тем, кто уверен, что настоящее Рождество наступит только 7 января, предстоит еще до самого конца года ездить на работу темным холодным утром.
Большие рождественские каникулы – хороший повод поговорить о возвращении в российскую среднюю школу Закона Божьего. В новой интерпретации предмет будет называться «Основы религиозных культур и светской этики». Как в библиотеке, можно будет выбирать из 6 модулей, где представлены «Православие», «Ислам», «Буддизм», «Иудаизм», «Основы мировых религий» (для желающих одним махом постичь сразу все премудрости мира) и «Основы светской этики» (спецкурс для малолетних агностиков, подумала я. И ошиблась).
В качестве обязательного «Основы…» вводят уже со следующего года для учащихся 4-5 классов. А пока за последние два года в качестве эксперимента более 242 тысяч школьников 10-12 лет из 19 российских регионов уже приобщились к таинствам, так что первые выводы можно делать уже сегодня.
Оказалось, что большинство детей (или их родителей) выбрало полностью лишенный Божьего слова курс «Основы светской этики» – 42%.
Традиционное для России «Православие» - лишь на втором месте по предпочтениям (30%), затем «Основы мировых религий» (18%),«Ислам» (9%), «Буддизм» (1%) и менее 1% - «Иудаизм». Таким образом практически половина участников отнеслась к Закону Божьему как минимум с подозрением.
Есть из-за чего. Названия глав учебника по «Православию» – «Христос и Его Крест», «Отношения человека и Бога», «Проповедь Христа», «Заповеди», «Литургия», «Монастырь». Десятилетний ребенок сам вряд ли разберется: темы все до крайности деликатные, глубокие. Читать их и учить по ним в наш до крайности циничный и злой век смогли бы только подготовленные богословы, идущие в ногу со временем, такие, как, скажем, любимец всех СМИ дьякон Андрей Кураев. Он вам и «Жития святых» процитирует, и статус про футбол в своем блоге повесит.
Однако Кураев один, а уже со следующего года во всех школах страны должны появиться тысячи преподавателей, которые будут отвечать на самые что ни на есть сложные вопросы человеческой цивилизации. Не хочу огульно обидеть всех учителей младших классов. В том, что они за маленькую зарплату преподают нашим детям, бесспорно, есть и немалая духовность, а где-то даже и подвиг. Но сомневаюсь, что многие из них готовы взять на себя новую функцию. Духовное просвещение – это все-таки не про то, как красить яйца и печь куличи.

Сомневаются и школьники, и родители, вместо Слова Божьего, выбирая нейтральную светскую этику. И пишут на форумах:
Кирилл, заинтересованный: «Религия не должна впутываться в образование. Умы детей еще не окрепшие, зачем мусорить их разными маразмами?»
Ирина, мама школьника: «нельзя, у нас школы многонациональные. или будут изучаться религии по сектам ( православные, мусульмане, атеисты....)? или мы хотим еще и в школах получить религиозные войны? Тех, что есть не достаточно?»
Мерк, отец ученика: «Моему ребёнку не нужно никакое "религиозное" образование. Это для овец»…
Леша Акимов, школьник: «Категорически против. А если и введут, я не буду ходить на уроки…»
Ситуация с новым предметом несколько двусмысленная. Леша Акимов может не беспокоится – курс не включен в число аттестационных предметов, и оценки по нему ставится не будут. Однако, предмет не факультативный, ходить на него обязательно.
Выглядит все это довольно двусмысленно. Каждый учитель подтвердит, что предмет без оценки дети всерьез воспринимать не будут. Любая другая сырая идея, внедренная в школы, может оказаться безвредной. Мало ли было бестолковых курсов на нашем веку. Но, учитывая 70-летнее наследие безбожной страны, «второе Пришествие», организуемое наспех и по разнарядке, не только не принесет настоящую Веру, а еще больше «замылит» идею вечных ценностей. Сегодня 10 заповедей конкурируют с YouTube-роликами, и подростки ставят лайки только качественно преподнесенному контенту.
В Европе, где в отличие от России, традиция изучать Слово Божье никогда не прерывалась, правила его преподавания отличаются. В католической Польше, например, духовное образование входит в школьный курс наравне с математикой и родным языком. Если в классе более 3 учеников других вероисповеданий (много православных), им находят соответствующего учителя. Для экзотических (в польском смысле) вероисповеданий создают межшкольные группы.
В Германии школьники могут посещать религиозные занятия в многочисленных церквях и общинах. Но результаты успеваемости по этому предмету не учитываются при переводе в следующий класс.
На родине инквизиции, как ни странно, довольно гибкая ситуация с религиозным образованием. В испанских школах детям разрешается отказаться от этого предмета и изучать светскую этику. Католическая церковь начинает бороться за души и умы только в университетах, когда, когда человек уже может сам за себя решить, какая вера ему ближе.
Русская православная церковь не скрывает, что главным лоббистом введения «Основ православия» в школы является именно она.

Ириней, митрополит Днепропетровский и Павлоградский:
«Я думаю, что вводить уроки духовного образования, конечно, надо. Выпускник школы, на мой взгляд, должен иметь полное образование и знания о том, в какую жизнь он вступает, в какой религиозный мир и иметь толерантность, терпение, уважение к людям разного вероисповедания».
Но даже у православной церкви не хватит батюшек на каждую школу, а что делать детям, скажем, из глубинки, которые выберут буддизм?
Где взять ламу в русской провинции?
Не кончится ли все тем, что «универсальный» преподаватель ОБЖ будет монотонно зачитывать у доски пустые слова о Боге? А дети будут слушать и зевать.
Интересно, что думают участники «Умной школы» о необходимости введения нового курса. Если вы считаете, что такие уроки нужны, поставьте этой записи «плюс». Если думаете, что они не нужны, – нажмите «минус». Жду ваших аргументов в комментариях!